?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у geohydrology в Как законно использовать частную водозаборную скважину на даче
Нужна ли лицензия на частную скважину?
Как и где ее можно оформить?
Что грозит за незаконное пользование скважиной?

Краткая предыстория, в начала августа 2016 года ряд известных СМИ опубликовали статьи под названиями из серии «С сентября дачников начнут штрафовать за отсутствие лицензии на скважины». В них сообщалось, что власти столичного региона обещают начать «наводить порядок» в сфере использования подземных вод для водоснабжения дачных участков и штрафовать тех, кто использует водозаборные скважины без соответствующего разрешения.

Как и любое подобное «приятное» обещание столичных чиновников, в самой ближайшей перспективе, будет подхвачено «исполнителями на местах» и уже осенью 2016 года стоит ожидать исполнения данной директивы во всех остальных регионах.


К слову, проблема с бесконтрольным бурением водозаборных скважин, в результате которого истощаются запасы, и ухудшается качество подземных вод, действительно существует.

Любая скважина, в случае ее неправильного бурения или эксплуатации, является потенциальным источником загрязнения подземных вод, ведь она нарушает целостность изолирующего грунтового слоя, залегающего над водоносным горизонтом. Чаще всего подобная ситуация возникает в том случае, если при бурении скважины не соблюдалась правильная технология вскрытия водоносного горизонта, предусматривающая цементацию затрубного пространства по всему стволу обсадной колонны.

Кроме этого, большое количество нерационально эксплуатируемых скважин приводит к тому, что запасов подземных вод не хватает жителям всего населенного пункта. Это объясняется взаимным гидродинамическим влияние соседствующих скважин при откачке подземных вод.

Простой пример, вы пробурили скважину глубиной 20 м, после бурения вода в ней установилась на уровне 10 метров от поверхности земли. Вы установили насос на глубину 15 м от поверхности и качаете воду в свое удовольствие. В скором времени двое ваших соседей пробурили себе скважины глубиной 30 м и тоже стали качать воду. За счет этого уровень воды в вашей скважине опустился до глубины 15 м и вам уже не хватает запасов воды. Вы, скрепя сердце, говорите, что вода ушла, сетуете на ухудшение экологической обстановки и опускаете насос ниже, допустим до забоя скважины, т.е. на глубину 20 м от поверхности. И это еще оптимистический вариант развития событий. С каждым годом число скважин растет, равно, как и их глубины. Таким образом, может сложиться ситуация при которой воды в вашей скважине уже не будет хватать при любой глубине загрузки насоса.

Решением подобной проблемы, а именно, определением оптимального количества скважин на территории, мест их размещения и организацией эффективной работы должен заниматься квалифицированный специалист-гидрогеолог. К сожалению, в большинстве случаев бурение скважин проводится в отсутствие подобного специалиста, никакие инженерные расчеты для водозаборных скважин не производятся, вследствие чего возникают описанные выше проблемы.

Так или иначе, в большинстве густонаселенных районов сформировалась устойчивая тенденция ухудшения качества подземных вод, а также их нехватки для всех желающих. В ряде регионов, включая некоторые районы Московской и Ленинградской областей, все водоносные горизонты являются непригодными для водоснабжения без дополнительной дорогостоящей очистки.

Поэтому подобные заявления государственных служащих имеют под собой определенные основания.

Так что же необходимо для законного использования водозаборной скважины на своем дачном участке?
Требования существующего законодательства определяют необходимость получения разрешений для сооружения скважинного водозабора в двух контролирующих инстанциях. Более подробно с существующей практикой регулирования использования водозаборных скважин на территории РФ можно ознакомиться здесь и здесь.

В данной статье просто отметим, что в большинстве регионов РФ, включая Московскую и Ленинградскую области, любая скважина/колодец, вне зависимости от их глубины, сооруженные без получения соответствующей лицензии со стороны государства, являются незаконными и, по сути, должны быть ликвидированы. Для их легализации должен быть проведен комплекс работ по геологическому изучению участка недр.

Результатом проведения таких работ является доказательство того, что запасов подземных вод достаточно для обеспечения заявленной водопотребности владельца скважины. Кроме этого, по результатам геологоразведочных работ дается оценка негативного влияния (понижения уровня подземных вод) на соседние водозаборы и окружающую среду, а также соответствия качества воды требованиям, предъявляемым для предполагаемого вида водоснабжения.

Именно оценка пригодности воды для водоснабжения и ее защищенности от загрязнения создает главные трудности для легализации водозаборной скважины.

Дело в том, что на территории РФ, все источники питьевого водоснабжения должны быть безопасными для жизни и здоровья населения, как гласит закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Количественно такая безопасность характеризуется соответствием качества воды питьевому стандарту и определяется в зависимости от категории водоснабжения тремя основными нормативными документами:

  • СанПиН 2.1.4.1074-01 для централизованных систем водоснабжения;

  • СанПиН 2.1.4.1175-02 для нецентрализованных систем водоснабжения;

  • ГН 2.1.5.1315-03 предельно допустимые концентрации химических веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.


В случае неконтролируемого использования все источники питьевого водоснабжения имеют тенденцию к ухудшению своего качества. Для защиты от этого, каждый такой источник, будь то водозаборная скважина или колодец, должны быть обеспечены зонами санитарной охраны.

Зоны санитарной охраны питьевого источника водоснабжения состоят их трех поясов. Первый пояс зоны санитарной охраны необходим для защиты водозабора от случайного или умышленного загрязнения или повреждения. Он назначается нормативно и составляет от 30 м до 50 м по радиусу от источника водозабора (колодца или скважины).

Окончательная величина первого пояса определяется по результатам санитарно-экологического обследования и гидрогеологического обоснования защищенности водоносного горизонта от загрязнения и подлежит обязательному согласованию с Роспотребнадзором. Понятно, что позволить себе отчуждение территории для нужд водоснабжения площадью 0,3-0,8 гектара на своем дачном участке не может практически никто.

Ни для кого не секрет, что уважаемые работники государственных органов не очень любят брать на себя ответственность, и им намного проще написать отказ в возможности сокращения зоны санитарной охраны, чем в случае возникновения каких-либо проблем с данным источником водоснабжения рисковать своим местом работы. Но не стоит сильно винить органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Дело здесь скорее не в нерадивости, а в отсутствии специалистов соответствующего профиля образования в составе Роспотребнадзора.

Во всем мире вопросами организации эффективного использования подземных источников водоснабжения, в том числе их защиты от загрязнения, занимаются специалисты-гидрогеологи, а сама задача является чисто инженерной. К сожалению, подобные специалисты в составе органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора отсутствуют, поэтому инженерный подход в обосновании защищенности подземных вод от загрязнения весьма затруднен.

Нормативы, прописанные в СанПиН 2.1.4.1110-02, разрабатывались еще во времена существования СССР, когда государственный план организации водоснабжения предполагал бурение водозаборных скважин для обеспечения водой целого поселка или крупного промышленного объекта. Тогда вопрос организации первого пояса ЗСО мог быть легко решен, т.к. бурению скважин предшествовал выбор оптимального участка ее размещения, который в дальнейшем позволял организовать зону санитарной охраны требуемого радиуса. Сегодня бурение скважин носит стихийный характер, и владельцы дачных участков, пожелавшие сделать скважину, задумываются о возможности ее последующей легализации, включающей организацию первого пояса ЗСО, далеко не в первую очередь.

Таким образом, легализация частной водозаборной скважины, с учетом существующих требований законодательства, в большинстве случаев, не представляется возможной.

В ближайшей перспективе возможны два варианта развития данной ситуации.

Первый из них включает пересмотр государственными органами требований действующего законодательства и упрощение процедуры получения разрешения на водозаборные скважины для частных лиц. Такой путь возможен, но трудно реализуем в том плане, что потребует для обеспечения охраны подземных вод от загрязнения создания эффективной системы частного или государственного мониторинга состояния подземных вод.

Подобная система существует на сегодняшний день, но включает в себя хорошо, если несколько десятков мониторинговых скважин для целого региона. Здесь же потребуется организация мониторинга на крупномасштабном уровне, в пределах каждого населенного пункта, в котором имеются частные водозаборные скважины и/или колодцы.

Мониторинговые наблюдения позволили бы давать оперативный прогноз состояния качества подземных вод, а соответственно, безопасности их использования в питьевых и хозяйственно-бытовых целях. Кроме этого мониторинговые наблюдения позволили бы более эффективно размещать новые водозаборные сооружения в пределах той или иной территории, что целесообразно с точки зрения экономии средств при бурении скважин и копке колодцев.

Однако, организация мониторинга стоит денег и весьма маловероятно, что подобные затраты возьмет на себя государство. Сами садоводы, скорее всего, также не захотят нести дополнительные затраты. Поэтому подобное развитие ситуации, по западному образцу, маловероятно в условиях сегодняшних реалий.

Вторым вариантом развития ситуации является полный запрет на владение частными водозаборными скважинами. В таком случае, при проведении проверки контролирующими органами, такие сооружения будут выявляться, выписываться штрафы и предписания к устранению нарушения, т.е. легализации водозаборного сооружения. Устранить правонарушение, с учетом требований существующего законодательства, будет невозможно, и владельцы водозаборных сооружений будут обязаны их ликвидировать.

Все водоснабжение станет централизованным, т.е. в каждом населенном пункте будет расположен общий для всех жителей источник водоснабжения, на удалении от территории застройки, для соблюдения требований обеспечения такого источника водоснабжения зонами санитарной охраны. Необходимо отметить, что в данном случае, централизованные источники водоснабжения будут менее эффективными, т.к. потребуют большого количества затрат на обслуживание в процессе их эксплуатации. В конечном счете подобные затраты снова лягут на плечи жителей населенного пункта, получающих воду из такого источника водоснабжения. Кроме этого, подобные источники водоснабжения также потребуют согласований с контролирующими органами.

Процедура такого согласования освещена здесь.

Научно-производственная группа «Тектоника».

Оформление лицензии на скважину. Оценка запасов подземных вод. Разработка проектов зон санитарной охраны

Наши контакты: здесь



Profile

geomaster2010
geomaster2010

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow